Как стандарты из серии ИСО 19030 делают судоходство более экологичным

13.09.2017

В течение последних нескольких лет в судоходстве наблюдались серьезные изменения. Ключевые игроки индустрии стали уделять повышенное внимание разработке и внедрению все более безопасного, интеллектуального, экологичного и энергоэффективного морского транспорта. 

На долю кораблей, которые считаются менее дорогостоящей и более "зеленой" альтернативой другим средствам транспортировки товаров, приходится почти 90% от общего объема транспортируемых по всему миру грузов. Неудивительно, что суда играют важную роль в мировой экономике. 

Но даже несмотря на относительную экологичность, растущая интенсивность перевозок грузов по воде в ответ на стабильно увеличивающийся спрос на подобные услуги подталкивает их воздействие на окружающую среду к неприемлемо высокому уровню.  

Внимание к этой проблеме усиливается на фоне предупреждений ведущих экспертов о том, что мы не сможем остановить глобальное изменение климата, если решительные шаги в этом направлении не будут сделаны в ближайшие годы. 

Но надежда есть: в разработке находятся новые международные добровольные стандарты на основе консенсуса, авторы которых обещают сделать доставку грузов по воде более экологичной. Речь идет о серии стандартов ИСО 19030, в состав которой уже вошли следующие документы: 

• ИСО 19030-1:2016 "Суда и морские технологии - Оценка изменений в характеристиках корпуса и гребного винта - Часть 1: Общие принципы".
• ИСО 19030-2:2016 "Суда и морские технологии - Оценка изменений в характеристиках корпуса и гребного винта - Часть 2: Метод по умолчанию".
• ИСО 19030-3:2016 "Суда и морские технологии - Оценка изменений в характеристиках корпуса и гребного винта - Часть 3: Альтернативные методы".

За дальнейшую актуализацию этих документов и публикацию новых стандартов для расширения серии ИСО 19030 отвечают специалисты Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО) из технического комитета по судам и морской технике (ИСО / ТК 8). 

Когда речь заходит о загрязнении экологии по вине судоходст

 

о схоже со многими другими секторами. Минимизация ПГ напрямую связана с энергоэффективностью. Поэтому на всех игроков данного сектора оказывается существенное давление, вынуждающее их двигаться в направлении повышения эффективности использования топлива. 

Исследования показывают, что в 2012 году на долю грузового судоходства приходилось около 2,1% от общего объема выбросов CO2 по всему миру. По мнению экспертов, этот показатель продолжает расти, поскольку все больше и больше товаров перевозятся морем.

На фоне этого активисты природоохранных объединений и Международная морская организация (International Maritime Organization; IMO; ИМО) усиливает давление на строителей новых кораблей, требуя от них обеспечения все более высокой эффективности использования топлива. 

Это имеет смысл. Но как реализовать поставленную задачу на практике? Вы можете быть удивлены, услышав, что одним из способов увеличения энергоэффективности является оптимизация корпусов и гребных винтов судов. 

Часть корпуса корабля постоянно находится в непосредственном контакте с водой. Во время движения по воде корабль использует энергию для преодоления сопротивления трения, возникающего в этой части корпуса. Количество используемой энергии зависит от состояния поверхности погруженной в воду части. Если поверхность гладкая, судно будет намного более эффективным и потребует меньше энергии, чем в случае шероховатой поверхности. Аналогичная логическая цепочка рассуждений справедлива применительно и к гребному винту. 

На долю трения может приходиться до 80% сопротивления, которое корабль должен преодолеть, чтобы двигаться вперед с желаемой скоростью. То есть речь идет примерно о 80% от общего потребления энергии.

Но подводная среда сурова. Корпус и пропеллеры подвергаются механическим воздействиям и повреждаются. Они обрастают живыми организмами, которые прикрепляются к поверхности судна. Как показывают исследования, эти факторы со временем могут увеличить сопротивление и, следовательно, потребление энергии более чем на 60%.

Согласно данным международной экологической организации Clean Shipping Coalition, которая фокусируется исключительно на вопросах судоходства, ухудшение гладкости корпусов и гребных винтов грузовых кораблей является причиной перерасхода топлива примерно на 10 процентов в целом по миру. Это выражается в ежегодной потере миллиардов долларов и ведет к увеличению техногенных выбросов парниковых газов приблизительно на 0,3%. 

Именно потому так важны стандарты из серии ИСО 19030, активное распространение которых действительно может изменить ситуацию к лучшему. Стандарты описывают инновационную методологию использования датчиков для косвенной оценки изменений состояния находящейся под поверхностью воды части корпуса и гребного винта, сигнализируя об усилении трения. 

По мнению авторов этих стандартов, с помощью серии ИСО 19030 судоходная отрасль сможет с течением времени собрать достаточное количество данных, чтобы обрести понимание принципов разрушения корпусов и гребных винтов кораблей в реальных условиях. Это в конечном итоге поможет судовладельцам и судостроителям более эффективно решать обозначенную проблему.

При этом авторы серии ИСО 19030 отмечают, что входящие в ее состав документы следует использовать в тандеме с другими стандартами ИСО. Это позволит субъектам судоходной отрасли принимать более правильные решения. Например, специальные биоцидно активные краски, препятствующие обрастанию корпусов живыми организмами, могут содержать химические вещества, которые вредят морской среде. Этот и многие другие моменты следует в обязательном порядке учитывать, работая над повышением энергоэффективности кораблей. 

 
 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Сводка предложений по итогам проведённой правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности

15.11.2018

1/10
Please reload

Недавние посты