Сертификация по новым правилам

16.06.2017

 

Процедуры постановки на производство продукции, которая может найти применение в железнодорожной отрасли, требуют гармонизации российских стандартов с новым техническим регламентом Таможенного союза. Сейчас между этими документами имеются противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несовместимость процедур 

В связи с тем, что 2 августа 2017 года закончится переходный период вступления в действие ТР ТС 001, следует обратить внимание на имеющиеся нестыковки в процедурах испытаний, предусмотренных в ТР ТС 001 и ГОСТ 15.902-2014. 

Начнем со статуса субъектов – цели, задачи, условия и требования к проведению испытаний в этих документах указаны разные, подчас – просто несовместимые. Например, правила сертификации ТР ТС требуют, чтобы орган сертификации был не зависимым как от производителя, так и от потребителя. Однако вопреки этому ГОСТ 15.902-2014 устанавливает правила проведения испытаний в рамках постановки на производство и предусматривает создание коллегиального органа и участие в процессе представителей заинтересованных сторон, включая ОАО «РЖД» – потенциального потребителя испытываемой продукции. 

Если ТР ТС 001 предусматривает участие в сертификации только аттестованных экспертов, то ГОСТ допускает проведение экспертизы компетентными экспертами без наличия соответствующего аттестата, аккредитации. Для оценки результатов испытаний российский стандарт предусматривает создание комиссии под председательством представителя заказчика. А список участников постановки на производство – определяет опять-таки ОАО «РЖД». 

Причем их статус и полномочия при совмещении сертификационных испытаний по ТР ТС с предварительными и приемочными испытаниями по ГОСТу не прозрачен, а результаты сертификации по сути сведены к выдаче рекомендаций о постановке на производство, за которые ее участники правовой ответственности не несут. 

Особенности российских стандартов 

Вместе с тем, по российскому ГОСТу комиссия также должна дать рекомендации о целесообразности постановки на производство, что выходит за рамки процесса сертификации по ТР ТС. Более того, новый регламент прямо запрещает дачу рекомендаций по результатам испытаний. В нем указаны все возможные основания для отказа органом по сертификации: 

а) несоответствие продукции требованиям настоящего технического регламента ТС; 

б) отрицательный результат проверки состояния производства продукции (если это установлено схемой сертификации); 

в) наличие недостоверной информации в представленных документах. 

По ГОСТу заказчик испытаний (разработчик, изготовитель) не имеет юридических способов защиты своих прав в процессе постановки на производство. Оспорить вынесенное решение не удастся, поскольку оно носит рекомендательный характер. 

Объекты для испытаний 

ГОСТ предполагает, что все основные детали и компоненты являются объектами испытаний для постановки на производство. А новый регламент диктует иные правила. 

Поскольку при совмещении испытаний обязательные требования технического регламента превалируют над рекомендательными положениями ГОСТа, то детали и компоненты, не указанные в приложениях к ТР ТС 001, обязательной сертификации и сертификационным испытаниям не подлежат. Значит, их результаты на итог испытаний продукции не влияют. 

Если при испытаниях или после них проявится дефект или неисправность детали (компонента), то эти изделия просто подлежат ремонту или замене. Но тут нет основания для вынесения отрицательной рекомендации по ГОСТу и отказа в сертификации данной детали (компонента) согласно положениям ТР ТС 001. 


Необходима гармонизация правил 

Еще один существенный момент: железнодорожный ГОСТ дополняет и конкретизирует положения общего производственно-технического ГОСТа, к категории которого он относится. А значит, что специальная норма имеет преимущество над общей нормой. 

Однако в перечне стандартов, обеспечивающих на добровольной основе применение требований ТР ТС 001, указана только одна ст. 4, а не весь ГОСТ 15.902-2014. Следовательно, только она и остается обязательной. А в этой статье содержатся всего лишь перечислены общепринятые аббревиатуры употребляемых терминов. Остальные положения российского стандарта просто носят необязательный характер (только рекомендательный) и должны действовать положения ТР ТС 001. 

Остаются актуальными правила системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (утверждены указанием МПС России № 166у от 12.11.1996 г.). Однако ими становится сложно (или невозможно) пользоваться, поскольку они ссылаются на законы РФ и нормативные документы, часть которых уже давно не действует. 

Итак, после вступления в силу ТР ТС 001 требуется привести в соответствие с ним российское законодательство – с учетом изменения статуса объектов обязательной сертификации на железнодорожном рынке. Поэтому обновить предстоит всю систему процедур, связанных с сертификацией и аккредитацией специалистов, лабораторий и органа, утверждающего сертификаты. 

 

 

Источник: rzd-partner.ru

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Сводка предложений по итогам проведённой правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности

15.11.2018

1/10
Please reload

Недавние посты